Метод проектов органично вписался в систему личностно ориентированного обучения. Он способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения используется в изучении любого предмета, может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
При обучении истории наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. По содержанию проекты в значительной мере межпредметные.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Обществом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, главный акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Метод проектов
Что же скрывает такое понятие, как «метод проектов»? Это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Алгоритм действий в достижении цели:
|
1 действие: выяснить что такое проект
2 действие: что предусматривает проект, какие вопросы мы хотим решить при помощи этого проекта
3 действие. какой вид проекта выбрать
4 действие: определение роли учителя
5 действие. продукт деятельности, представление результата труда.
|
.Первое действие – выяснить что такое проект. Поставить проблему, распланировать деятельность, собрать и систематизировать информацию, изготовить и оформить продукт, сделать презентацию.
Второе действие – это сам проект. Это формулирование темы и целей проекта, определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п. Затем необходимо собрать информации, решить промежуточные задачи, оформить результаты и сделать выводы.
Линия учебников под редакцией Торкунова, подготовленная коллективом авторов, соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента России.
Данная линия учебников в том числе через предложенный перечень тем проектов:
- показывает роль и место отечественной истории в русле мировых событий;
- побуждает к самостоятельному рассуждению;
- учить анализировать исторические тексты,
- сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации;
- стимулировать на получение исторических знаний из других источников;
- способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать развитию критического мышления учащихся;
- стать навигатором в информационном пространстве.
Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Третье действие: выбор вида проекта. И здесь необходимо учесть, что существует классификация проектов по количеству участников, по продолжительности.
1. Классификация проектов по количеству участников
- Индивидуальные.
- Парные.
- Групповые.
2. Классификация проектов по продолжительности
1) Мини-проекты могут укладываться в один урок. Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.
Учащиеся должны: сформулировать название своего проекта; написать небольшой авторский текст; раскрыть событийно-хронологический ряд; отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.; придумать иллюстрации.
2) Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.
3) Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Четвертое действие: определение роли учителя. Руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать, что сам сделал проект. Учитель берет на себя тьютерские функции, разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы, является консультантом на всех этапах проектной деятельности, инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках, предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект), помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование. Учитель – координатор всего процесса; Он является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Пятое действие: продукт деятельности. Это буклеты, схемы, таблицы, портретный ряд и многое другое.
Типы проектов
В педагогической практике на уроках истории чаще всего используются такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Проекты на уроках необходимо вводить как можно раньше. Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
- Обоснование проблемы.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с определением логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточное обсуждение полученных данных.
- Презентация проектов.
- Коллективное обсуждение. Выводы.
Таким образом, внедряя метод проектно – исследовательской деятельности на уроках истории удается: повысить творческую активность учащихся на уроке; развить их логическое и критическое мышление; повысить уровень их конкурентоспособности; расширить кругозор школьников.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
- опыт работы с большим объемом информации;
- опыт проведения презентации;
- умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- умение работать в коллективе;
- умение структурировать информацию;
- умение индивидуально планировать работу;
- умение работать в команде.
В ходе проектно – исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
На уроках истории средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика», «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу».
Все эти работы повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами работы становятся: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности и самостоятельность. Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
|