Суббота, 21.12.2024, 19:59
Информационно-методический отдел
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мельникова Юлия Евгеньевна, "Развитие ученического самоуправления в классном коллективе"

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа»

Модернизация школы выводит на первый план идеюличностно-ориентированного  воспитания:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка,
  • создание условий для самореализации личности.

В современных условиях  стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся  брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.Развивать организаторские качества личности, утверждаться в активной жизненной позиции помогает самоуправление в классном коллективе.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессу  управления собой, своей жизнью в коллективе.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации ,  это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.

Модели самоуправления

1) Сектора работы в классе:

 Учебный сектор - организует помощь отстающим ученикам, решает вопросы дисциплины, информирует о результатах олимпиад, научных конференциях, участвует в работе предметных клубов и т. д;

Редколлегия - собирает информацию, материалы и выпускает классную газету;

Досуговый сектор - инициирует, организует и проводит внеклассные мероприятия;

Штаб порядка - следит за чистотой кабинета и внешним видом учеников;

Учителем-консультантом в классе является классный руководитель.

2) «Муравьиное братство» (Рис.1)

3) Созвездие (Рис.2)

4) Город (Рис.3)

Рис.1

Рис.2

 

Рис. 3

http://festival.1september.ru/articles/530094/img2.gif

Создание города мастеров

Я являюсь классным руководителем 3 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса.

 Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученическом коллективе все  члены занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – членам коллектива предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.

В 1 классе было организовано дежурство по классу, дети выполняли простейшие поручения.

Во 2 классе мы посетили в Санкт-Петербурге Кидбург – город профессий, после чего отдельные поручения, дежурство стали неинтересны, возникла необходимость смены формы самоуправления, появилась идея создания города.

Город Мастеров - это творческое пространство, объединяющее под одной крышей Мастеров, поклонников оригинальных, авторских идей, а также тех, кто хочет научиться  всё  делать  сам.
Цель авторского проекта «Город Мастеров» - познакомить детей с умельцами в непринужденной творческой атмосфере и привлечь всех заинтересованных граждан города к направлению авторского искусства, улучшению окружающей жизни.
Главной нашей задачей является духовно-нравственное и эстетическое воспитание молодежи нашего города, развитие культуры авторского труда, возрождение русских традиций.

Город Мастеров – граждан, качественно выполняющих свою работу.

Высшим органом самоуправления в городе является собрание.В работе собрания участвуют дети, родители, классный руководитель.  На  собрании  голосованием выбирается совет города.

Функции совета города:

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе руководителей компаний;
  • организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  •  координирует работу руководителей, составляет документы.

В городе работают компании (фирмы), управляемые руководителями. Компании формировались по желанию и количеству детей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета города состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё для ученика и всё, что делается,  исходит от ученика.

Сферы деятельности компаний

1.Научная компания

  • Учебная деятельность:

-  помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам;

- организация дополнительных занятий силами учащихся;

-участие в проверке тестов, КИМов;

- урегулирование спорных вопросов с педагогами  по аттестации учащихся по различным предметам;

  • Научно-исследовательская деятельность:

- проведение конференций, подготовка презентаций;

- информирование граждан города о развитии науки.

2. Здоровьесберегающая компания

  • Социальная защита граждан:

- выявление нуждающихся в социальной помощи, привлечение их к различного рода деятельности.

  • Правовая защита граждан:
  • участие в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.
  • Здоровьесбережение граждан:
  • контроль за соблюдением различных правил: гигиены, охраны здоровья, поведения и т. д.;
  • проведение информационной минутки по теме.

3. Трудовая компания

  • Трудовая деятельность:

- организация и проведение трудовых десантов;

  - организация и контроль деятельности дежурных.

4. Творческая компания

  • Творческая деятельность:
  • создание и организация работы временных и постоянных творческих групп по интересам: сценаристы, оформители, режиссеры, актеры, музыканты и т.д.;
  • содержание досуга: подготовка и проведение творческих конкурсов, концертов,  культурно-массовых, развлекательных и других досуговых мероприятий.

5. Спортивная

  •   организация и   проведение спортивных мероприятий, утренней зарядки,  разминки на уроке физкультуры,физминуток на уроках;
  •  проведение информационной минутки.

Для создания органов самоуправления в коллективе необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо управлять процессом. На всех уровнях самоуправления осуществляется анализ и самоанализ деятельности каждого члена коллектива и анализ по направлению деятельности.

Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности. Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.

Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Добро пожаловать в мир творчества, фантазии, добра и позитива!

Литература:

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М. 2002.
  2. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007.
  3. Успешный ребёнок / сост. Т. Е. Заводова, Л. И. Лапотко – Минск, 2007г. – Педагогическая мастерская.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: metodotdel (23.01.2024)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Корзина
Поиск
Облако тэгов
Акция методический поезд Учителя аттестация материалы для аттестации методическая копилка проблемный урок история появления книги методические разработки презентация Проект ТНР рейтинг МЭ ВсОШ 19-20 ДРОЗД-Волхов муниципальные олимпиады протокол астрономия ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 20-21 по астрономии МЭ ВсОШ 20-21 МЭ ВсОШ 21-22 МЭ ВсОШ 22-23 МЭ РОШ 22-23 МЭ РОШ 2022-2023
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz