Развитие ученического самоуправления в классном коллективе
В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа»
Модернизация школы выводит на первый план идеюличностно-ориентированного воспитания:
- выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка,
- создание условий для самореализации личности.
В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.Развивать организаторские качества личности, утверждаться в активной жизненной позиции помогает самоуправление в классном коллективе.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессу управления собой, своей жизнью в коллективе.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации , это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами.
Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
Задачи школьного самоуправления:
- Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
- Развивать творческую индивидуальность учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
Модели самоуправления
1) Сектора работы в классе:
Учебный сектор - организует помощь отстающим ученикам, решает вопросы дисциплины, информирует о результатах олимпиад, научных конференциях, участвует в работе предметных клубов и т. д;
Редколлегия - собирает информацию, материалы и выпускает классную газету;
Досуговый сектор - инициирует, организует и проводит внеклассные мероприятия;
Штаб порядка - следит за чистотой кабинета и внешним видом учеников;
Учителем-консультантом в классе является классный руководитель.
2) «Муравьиное братство» (Рис.1)
3) Созвездие (Рис.2)
4) Город (Рис.3)
Рис.1
Рис.2
Рис. 3
Создание города мастеров
Я являюсь классным руководителем 3 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса.
Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:
- открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
- равенства и сотрудничества – в ученическом коллективе все члены занимают равные положения;
- добровольности и творчества – членам коллектива предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.
В 1 классе было организовано дежурство по классу, дети выполняли простейшие поручения.
Во 2 классе мы посетили в Санкт-Петербурге Кидбург – город профессий, после чего отдельные поручения, дежурство стали неинтересны, возникла необходимость смены формы самоуправления, появилась идея создания города.
Город Мастеров - это творческое пространство, объединяющее под одной крышей Мастеров, поклонников оригинальных, авторских идей, а также тех, кто хочет научиться всё делать сам.
Цель авторского проекта «Город Мастеров» - познакомить детей с умельцами в непринужденной творческой атмосфере и привлечь всех заинтересованных граждан города к направлению авторского искусства, улучшению окружающей жизни.
Главной нашей задачей является духовно-нравственное и эстетическое воспитание молодежи нашего города, развитие культуры авторского труда, возрождение русских традиций.
Город Мастеров – граждан, качественно выполняющих свою работу.
Высшим органом самоуправления в городе является собрание.В работе собрания участвуют дети, родители, классный руководитель. На собрании голосованием выбирается совет города.
Функции совета города:
- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
- заслушивает отчёты о проделанной работе руководителей компаний;
- организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
- выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
- координирует работу руководителей, составляет документы.
В городе работают компании (фирмы), управляемые руководителями. Компании формировались по желанию и количеству детей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета города состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё для ученика и всё, что делается, исходит от ученика.
Сферы деятельности компаний
1.Научная компания
- помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам;
- организация дополнительных занятий силами учащихся;
-участие в проверке тестов, КИМов;
- урегулирование спорных вопросов с педагогами по аттестации учащихся по различным предметам;
- Научно-исследовательская деятельность:
- проведение конференций, подготовка презентаций;
- информирование граждан города о развитии науки.
2. Здоровьесберегающая компания
- Социальная защита граждан:
- выявление нуждающихся в социальной помощи, привлечение их к различного рода деятельности.
- участие в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.
- Здоровьесбережение граждан:
- контроль за соблюдением различных правил: гигиены, охраны здоровья, поведения и т. д.;
- проведение информационной минутки по теме.
3. Трудовая компания
- организация и проведение трудовых десантов;
- организация и контроль деятельности дежурных.
4. Творческая компания
- создание и организация работы временных и постоянных творческих групп по интересам: сценаристы, оформители, режиссеры, актеры, музыканты и т.д.;
- содержание досуга: подготовка и проведение творческих конкурсов, концертов, культурно-массовых, развлекательных и других досуговых мероприятий.
5. Спортивная
- организация и проведение спортивных мероприятий, утренней зарядки, разминки на уроке физкультуры,физминуток на уроках;
- проведение информационной минутки.
Для создания органов самоуправления в коллективе необходимо:
- Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
- Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
- Представить педагогическую поддержку и помощь.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо управлять процессом. На всех уровнях самоуправления осуществляется анализ и самоанализ деятельности каждого члена коллектива и анализ по направлению деятельности.
Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности. Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.
Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Добро пожаловать в мир творчества, фантазии, добра и позитива!
Литература:
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М. 2002.
- Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007.
- Успешный ребёнок / сост. Т. Е. Заводова, Л. И. Лапотко – Минск, 2007г. – Педагогическая мастерская.
|