Утверждаю______________
О.П.Бурдакова, директор МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Приказ № _____ от ___ г.
|
Согласовано на заседании научно-методического совета МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
Протокол № от г.
Секретарь___________( )
|
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
(методический проект учителя)
1.Автор/исполнитель: Шваева И.В. учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5»
2.Сроки реализации: 01.10.2011г.-30. 05.2012 г.
3.Концепция
Актуальность
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.
Цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.
Педагогическая практика показывает, что, с одной стороны, в соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание образования» направлены на достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а с другой стороны - нередко встречаются явления школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей.
С одной стороны, возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности, а с другой стороны наблюдается низкий уровень коммуникативной компетентности. Это находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
В этом и заключается основное противоречие, из которого вытекает проблема, которая заключается в поиске и отборе средств и методов обучения, адекватных современным условиям, способствующих целенаправленному управляемому формированию системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, сотрудничать, работать в группе, быть толерантным к различным мнениям.
Базовой целью является обеспечение системного подхода к формированию действий самоопределения, смыслообразования, нравственно этического значения, и, следовательно, формирование личностных УУД.
4.Задачи и методы их решения:
4.1.Профессиональное саморазвитие.
4.1.1 Изучение методических материалов по проблеме.
4.1.2 Обобщение опыта коллег.
4.1.3 Посещение курсов в ЛОИРО « Реализация ФГОС 11 поколения в УМК «Начальная школа ХХ1 века».
4.2.Изучение особенностей класса.
4.2.1. Взаимодействие со службами сопровождения.
4.2.2.Диагностика сформированности психических процессов, уровня мотивации.
4.3.Использование средств и методов обучения, способствующих формированию системы личностных универсальных учебных действий.
4.3.1.Использование в педагогической деятельности разнообразных образовательных технологий: технологию проблемного диалога, проектную деятельность, ИКТ технологии, технологии ситуативного обучения, технологии продуктивного чтения как средства общего развития личности, технологию уровневой дефференциации.
4.3.2 Развитие учебной мотивации.
4.4.Организация внеурочной деятельности учащихся с учетом их индивидуальности.
4.4.1.Участие детей в школьных и классных проектах.
4.4.2. Выставки работ.
4.5. Мониторинг формирования личностных УУД.
4.5.1.Входная, промежуточная. Итоговая диагностика.
4.5.2. Ведение «Карт успеха».
4.5.3.Портфолио как форма оценки личностных достижений.
5.План реализации
Год, месяц
|
№
|
Действия
|
2011-2012
|
Октябрь
|
1.
|
Изучение методических материалов.
|
2.
|
Составление плана работы на год.
|
3.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Подготовка учащихся к играм: «Русский медвежонок»; «Эму».
|
Ноябрь
|
1.
|
Выявление в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определение условия формирования УУД в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях
|
2.
|
Участие в проекте «День рождения школы».
|
3.
|
Диагностика. Консультации педагога-психолога.
|
4.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Участие в международных играх. Ведение «Карт успешности по предметам». Предметная неделя по русскому языку.
|
5.
|
Родительский лекторий «Режим дня второклассника», значение правильной организации времени для успешности ребенка.
|
Декабрь
|
1.
|
Подготовка и участие в игре «Кенгуру». Предметная неделя по чтению.
|
2.
|
Диагностика (промежуточная).
|
3.
|
Участие в проекте «С Новым годом!»
|
4.
|
Занятия с педагогом-психологом.
|
|
5.
|
Консультации родителей.
|
Январь
|
1.
|
Работа с родителями. Организация выставки «Мамины руки не знают скуки».
|
2.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разными группами учащихся. Ведение «Карт успешности» по предметам. Предметная неделя по математике. «Золотое руно».
|
3.
|
Консультации педагога-психолога. (Индивидуальные).
|
4.
|
Реализация школьных традиций: участие в шествии к памятнику «Паровоз».
|
Февраль
|
1.
|
Ведение «Карт успешности».
|
2.
|
Выставка рисунков ко «Дню защитника».
|
3.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся. Предметная неделя по окружающему миру.
|
4.
|
Реализация школьных традиций.
|
Март
|
1.
|
Участие в школьном проекте.
|
2.
|
Промежуточная диагностика.
|
3.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разными группами учащихся.
|
4.
|
Выявление предпочтений занятий в школе и дома.
|
Апрель
|
1.
|
Выявление уровня мотивации учащихся.
|
2.
|
Педагогическое сопровождение с помощью интегрированного портфолио.
|
3.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся.
|
4.
|
Родительский лекторий (классный уровень) Семейный праздник.
|
Май
|
1.
|
Выставка личных достижений учащихся.
|
2.
|
Реализация школьных традиций. День Победы.
|
3.
|
Индивидуальная, коррекционная работа с разноуровневыми группами учащихся.
|
4.
|
Итоговая диагностика. Комплексная итоговая работа.
|
5.
|
Анализ и определение путей коррекции
|
6.Предполагаемые результаты
6.1.Непосредственные результаты:
6.1.2.Повысится уровень профессионализма учителя на основе самообразования.
6.1.3.Будет осуществлён обмен опытом работы на методическом объединении.
6.1.4.Будет осуществляться системное пополнение портфолио учащихся.
6.2.1.Результаты согласно поставленной цели:
6.2.2.Сформирована адекватная мотивация учебной деятельности.
6.2.3.Результативность и качество учебной деятельности.
Автор / исполнитель: Шваева И.В., учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5».
|