Конспект открытого урока русского языка в 4 классе
Тема: Междометие как особая часть речи
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: сформировать новое знание:
Междометие как особая часть речи, которая выражает чувства, не называя их. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Задачи:
- Развивать умение определять междометия, их группы. правила правописания и постановки знаков препинания при междометиях.
- Развивать коммуникативные компетенции учащихся, умения работать с информацией и выражать свои мысли.
- Формировать общеучебные навыки:
- умение понимать и сохранять учебную задачу;
-умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-умение наблюдать, сравнивать.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, навык сотрудничества.
Вид урока: развивающий
Оборудование: компьютер, проектор, схема, карточки, портфолио урока.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
–Ах! Какие хорошие дети! Настроение? Я думаю, что у нас с вами всё получится!
Обратите внимание, что на каждом столе находится портфолио урока. За каждое задание, вы будете ставить кол-во баллов в своём портфолио. В конце урока мы определим, насколько успешны вы были.
-Ребята, вы давно уже путешествуете по городу Речь. А живут в этом городе части речи. С некоторыми из них вы уже знакомы. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, акцентируя внимания на чувствах.
II.Работа по теме урока.
2.1.А теперь 1 задание.
-У каждого из вас на парте лежат схемы изученных вами частей. У нас сегодня праздник – новоселье, мы расселяем жителей по домам. Но помните, что каждый житель должен попасть только в свой дом.
ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
Предлоги Частицы Союзы
ИМЕНА
- Прил. Числ. Глагол Местоим.
-Какие это части речи?
-На карточках записаны слова:
Зима, снежный, падает, мы, пять, не, под, и, ах.
-Расселить жителей по квартирам.
Какие это части речи?
-Проверяем.
-Молодцы!
- А сейчас в портфолио поставьте баллы. Посчитайте: сколько вы верно вписали частей речи? от 0 - 8
-Какое слово осталось без дома?
-Почему? Можно задать вопрос? А изменить?
-Почему эта часть речи особенная?
-В конце урока мы с вами определим её отличие от всех других и узнаем об её функциях.
2.2.Работа в тетради.
-Открыли, записали дату, классная работа.
Положите, пожалуйста, ручку.
Просмотр отрывка мультфильма.
-Ребята, вы сейчас посмотрите отрывок из мультфильма. После просмотра вы должны назвать как можно больше слов, которые вы услышали.
Мультфильм. 2 минуты.
-Как звали главных героев?
- Какие ещё слова запомнили?
-Что выражают?
- У вас на столе карточки: к словам левого столбика подберите слова в соответствии с чувствами и эмоциями, которые они обозначают.
АХ!
|
РАДОСТЬ
|
ОХ!
|
СТРАХ, СОЖАЛЕНИЕ
|
ЭЙ!
|
ПРИЗЫВ
|
УРА!
|
ВОСТОРГ
|
АЙ!
|
БОЛЬ
|
-Проверка.
Ответы детей.
А) Выражающие чувства. Междометия выражают чувства.
Б) Побуждают к действию.
Итог. Портфолио. Посчитайте. Кто верно определил 0-5,поставьте баллы.
-Кто запомнил, что обозначают эти слова? Чувства, эмоции.
-Назовите ещё раз, какие положительные из них?
- Отрицательные?
Вывод. Эмоции бывают положительные и отрицательные.
-Слова, о которых мы сегодня будем говорить, называются междометия.
- Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».
2.3.- Вернёмся к схеме и запишем.
-Что же выражают междометия?
-Чувства, но не называя их.
Физминутка!!!.
-Если услышите междометие, которое выражает добрые чувства – руки вверх и хлопок, если междометие, которое выражает отрицательные чувства – приседаем.
АХ,ОХ,ЭЙ,ОЙ,УРА,ОГО,УВЫ,УХ,ЗДРАВСТВУЙТЕ.
-Какое слово вам показалось необычным для междометия?
-ЗДРАВСТВУЙТЕ! Это этикетные междометия.
Чтобы выделить третью группу междометий обратимся к стихотворению О. Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором?
- Как вы бы назвали эту группу?
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день!"- кричу я вслед,
Всем, идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю,
Всех, домой спешащих к чаю.
Вывод: слова « здравствуйте», «спасибо», «до свидания»
составляют третью группу – это этикетные междометия. Какие междометия вы можете добавить в эту группу?
Приведите примеры (письменно)
3.Применение нового знания.
Работа с учебником с. 49 – правило!
-Закончи в рифму…Запиши, поставь знак.
Коль заблудишься в лесу -
Закричишь: Ау-ау!
Обуял внезапно страх-
Вырвалось невольно: -Ах!
Удаляли зуб больной -
Застонал от боли: -Ой!
Если друг подвёл при всех-
Ты ему с упрёком: -Эх!
Матч на первенство двора-
Побеждаем мы: Ура!
Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: Ух!
-ИТОГ. Портфолио. Посчитайте баллы.
-Я сейчас вам открою тайну. Вы умеете говорить на нескольких языках! Не верите?
Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте текст. Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? (Чтение с текста на партах).
Человек неожиданно коснулся накаленного предмета. Отдернув руку, он
непроизвольно вскрикнул: "Ой!" Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин или полинезиец. Закричат обязательно, помимо воли.
При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесет
нечто вроде: "тюрлю-тютю!". Все одинаково выкрикнут: "Ой!", "Ах!", "Ох!","Уф!" Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где бы они ни жили.
От чрезмерного холода все мы содрогаемся: "бррр!". Жара вызывает
возглас наподобие "фффу!". Это не зависит от нашего намерения, приходит на язык само собой, у всех одинаково.
- Какие междометия вы нашли?
-Вывод? Посоветуйтесь в парах.
На всех языках мира междометия звучат одинаково и выражают эмоции и чувства!
5. Закрепление материала.
5.1.*Составьте предложения по схемам. (На доске плакат со схемами).
Ах,
Ура!
Ох!
Эх,
Ух! ………………..
(Запись предложений в тетрадь).ПО ВЫБОРУ. Прочитать выразительно!
– Какие чувства вы выразили в этих предложениях?
– Как вы думаете, для чего нужны в нашей речи слова: Ой, Ах, Эх, Ух?
*– Вывод: с помощью этих слов можно выразить чувства, эти слова делают речь эмоциональней и богаче.
Проверка! Читают вслух.
Итог. Посчитайте предложения. Портфолио! 1-4.
6.Итог.Рефлексия.
-Что же такое междометие?
-Почему особая часть речи?
-А сейчас вам предстоит оценить свою работу на уроке. Возьмите в руки свой портфолио урока, посчитайте, сколько Баллов вы заработали и оцените свою работу на уроке.
«5»- 24-28
«4»- 19-23
«3»- 14-18
7. Вариативное домашнее задание:
Создать рекламу междометия.
Сочинить сказку о междометии.
Нарисовать междометие (внешность отражает внутренние качества).
В помощь вам небольшой мультфильм. А о чём он, поделимся впечатлениями после просмотра.
-Молодцы! Спасибо за урок.
ПОРТФОЛИО
Задание 1
|
Задание2
|
Задание3
|
Задание4
|
Задание5
|
Итого
|
0 - 8
|
0 - 5
|
0 - 6
|
0 - 5
|
1-4
|
28
|
|
|
|
|
|
|
|