Митина Ирина Валентиновна, учитель биологии МОБУ «Волховская СОШ №1»
«Использование интерактивного демонстрационного стенда
«Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева»
в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся»
Важнейшим требованием к уровню подготовки выпускников школы является способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В дальнейшем подобные навыки будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать новые знания. Поэтому формирование естественнонаучной грамотности является одной из актуальных задач школьного образования.
Решение проблемы формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, профориентация всех обучающихся нашли отражение в государственной и региональной политике. В условиях реализации ФГОС среднего общего образования школа должна обеспечить качественное освоение учебных программ на углубленном уровне в соответствии с профилем, выбранным учащимся. Включение учащихся в различные активные виды деятельности, олимпиады, конкурсы, социально значимую деятельность может способствовать достижению высоких образовательных результатов, а также успешной социализации и профессионального самоопределения старшеклассников. Привлечение социальных партнеров позволит кооперировать ресурсы, создать максимально благоприятные материально-технические, кадровые, информационно-методические и финансовые условия для решения данной проблемы.
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
В МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №1» действует проект «Естествознание» при поддержке социального партнера школы Волховского филиала АО «Апатит» ПАО «ФосАгро». Проект «Естествознание» предполагает участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, конференциях, экологических марафонах и акциях,использование интерактивных и демонстрационных стендов в формировании естественнонаучной грамотности, существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, представлений о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники;
- создание информационно-обучающего пространства для школьников с учетом индивидуальных образовательных интересов;
- развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных и мотивированных учащихся;
- передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, формирование научной картины мира;
- организация участия школьников в олимпиадах, в том числе в интернет-олимпиадах по различным направлениям науки и техники, использование интернет-ресурсов для самореализации учащихся.
- создание ранней мотивации у обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, развитие олимпиадного и конкурсного движения школьников с привлечением социальных партнеров, в том числеВолховского филиала АО «Апатит» ПАО «ФосАгро».
В рамках проекта «Естествознание» учащимися 9-11 классов проводятся еженедельно по утвержденному директором школы графику экскурсии для обучающихся начальной и основной школы с использованием интерактивного демонстрационного стенда «Периодическая таблица Д.И. Менделеева». Темы примерных экскурсий представлены в таблице 1.
Таблица 1
№
|
Тема экскурсии
|
1.
|
Обзорная экскурсия «Периодическая система химических элементов».
Д.И. Менделеев - основатель периодического закона химических элементов.
|
2
|
Интерактивное занятие «Физический смысл порядкового номера химического элемента»
|
3.
|
Химические элементы: название, открытие, порядковый номер.
|
4.
|
Демонстрационные
опыты с использованием интерактивного стенда
« Периодическая система химических элементов»
|
5.
|
Интерактивное занятие «Что такое элемент? История открытия элементов.»
|
6.
|
Занятие «Его величество кислород»
|
7.
|
Проведение химических опытов с использованием интерактивного стенда «Периодическая система химических элементов»
|
8.
|
Просмотр видеороликов с химическими опытами, виртуальные лабораторные работы: строение азота, восстановление меди водородом, фотосинтез, фосфор, получение хлора и др.
|
Наглядно-демонстрационный интерактивный комплекс «Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева» представляет собой конструкцию, состоящую из рамы и квадратных ячеек (ящиков).
Внутри ящиков в соответствии с периодической таблицей Д.И. Менделеева располагаются прозрачные контейнеры с образцами химических элементов.
Вместе со стендом поставляется сопряженный с ним информационно-управляющий терминал с сенсорным ЖК- дисплеем и мультимедийным обучающим программным обеспечением.
Конструкция оснащена раздельной секционной подсветкой, правление которой осуществляется с терминала.
Терминал и установленное на нем программное обеспечение позволяет:
- указывать химические элементы или группы элементов по заданным признакам, с помощью подсветки RGB-лентой;
- воспроизводить учебную информацию о таблице и элементах звуковым сопровождением, записанным в устройстве;
- изучать учебные демонстрационные и видеоматериалы (химические уроки, химические опыты);
- проводить тестирование с помощью системы подсветки элементов и встроенного в терминал программного обеспечения.
Результатом работы проекта «Естествознание» являются стабильно высокие показатели, победы в олимпиадах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней: РЭ Всероссийская олимпиада школьников «Электротехника», Всероссийская олимпиада школьников «3-D моделирование», Всероссийский конкурс научно-технических проектов при поддержке Фонда «Таланты и успех» «Большие вызовы», ЗЭ Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее» г. Москва.
|