Преподавание гуманитарных дисциплин - основа формирования мировоззрения учащихся
«Нам кажется недостаточным
оставить тело и душу детей
в таком состоянии,
в каком они даны природой,-
мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее стало много лучшим,
а плохое изменилось и стало хорошим»
Лукиан.
Процесс усвоения социальных норм и ценностей, то есть социализация личности, находится сейчас в центре внимания предметов гуманитарного цикла, в частности, школьного курса «Обществознание».
Современный мир переживает переходный период от индустриальной цивилизации к информационной. Нестабильность в обществе социально-экономического характера, недостаточная правовая культура населения, смена ориентиров исторического и обществоведческого образования ставят учителя перед проблемой – найти адекватные формы и методы подготовки молодых граждан России к жизни в современном обществе.
Сегодняшнее общество очень мобильно, пределы, в которых школьники имеют возможность выбора, значительно расширились. Молодые люди, вступающие в жизнь, ещё не сознают себя хозяевами общественных отношений. Чтобы стать ими, нужно сначала учиться жить, найти соответствующий вид деятельности. Нередко социальная активность старших школьников принимает форму социальной критики: рассматривая общественные отношения как бы со стороны, они фиксируют внимание на том, что их не удовлетворяет, не соответствует их идеалу. Когда же они обнаруживают несоответствие идеала действительности, им кажется, что как их идеал, так и их собственная личность не признаны обществом. Разрушение этого противоречия очень важно, так как идеалы являются для учащихся старших классов ориентиром в практической деятельности. Все это обуславливает сложность задачи учителя, преподающего обществоведческий курс: как правильно и безболезненно для учащихся разрешить это противоречие.
Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного его развития. Гуманистическую миссию образование реализует путем осуществления двух социальных функций: готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способности менять самого себя и свое бытие. В реализации этих функций особую роль играют школьные предметы – история и обществознание, как предметы гуманитарного цикла.
Статья
|