Урок № 4.
Тема. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Цели: закрепить умение различать БСП с тире;
работать над правильной интонацией,
совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях.
На дом было задано упр. 240 с заданиями: списать, расставив знаки препинания, подобрать синонимы к выделенным словам.
- 1) Явления живой природы – важные сигналы или, как говорят, индикаторы температурного режима. 2)При наличии тепла развитие растений, естественно, начинается быстрее – при недостатке его оно идёт медленнее. 3) Есть, однако, в этих явлениях и определённое постоянство.
- 4) Начала пылить серая ольха – пасечникам пора выставлять ульи, через 10 дней пчёлы принесут первый взяток.
- 5) Цветёт осина – грибнику намёк: в борах появился первый слой белых грибов.
- 6) Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
- 7) Сигналы живой природы интересны и полезны как подспорье к знаниям, добытым наукой.
- 8) Полагаться на них целиком, конечно, нельзя.
Упражнение позволяет выполнить тренировку по восприятию точности и глубины исходного текста.
Для этого предлагаю детям выполнить в виде теста такие задания:
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о взаимосвязи явлений в живой природе
б) о красоте родной природы
в) о бережном отношении к природе
г) о сигналах, как подспорье к знаниям, добытым наукой
2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?
а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение
3. Какое значение в этом тексте имеет слово подспорье?
а) пример б) помощь в) услуга г) недостаток
4. Среди данных предложений найдите такие, в которых есть вводное слово. Напишите номера этих предложений.
Анализ работ учащихся показал, что пунктуационные ошибки превалируют(преобладают) в письменных работах, поэтому стала подбирать задания для отработки знаний синтаксиса и употребления знаков пунктуации.
|